аэродинамические поверхности летательного аппарата, обеспечивающие его устойчивость и управляемость. О. самолёта обычно состоит из горизонтального оперения (ГО) и вертикального оперения (ВО), располагаемых чаще всего на хвостовой части фюзеляжа (см. Аэродинамическая схема). О., у которого ГО установлено сверху киля, называется Т-образным. У летательного аппарата схемы «утка» ГО (дестабилизатор) устанавливают перед крылом. О. самолётов схемы «бесхвостка» состоит только из ВО. Известны компоновки самолётов и планеров с V-образным О., аэродинамические поверхности которого устанавливаются под углом 45—60{{°}} к плоскости симметрии летательного аппарата; такое О. одновременно выполняет функции и ГО и ВО. Эффективность О. определяется его аэродинамической компоновкой, относительной площадью (по отношению к площади крыла) и относительным плечом оперения. Поверхности хвостовых О. располагают так, чтобы они не попадали в зону действия реактивной струи двигателей, однако ГО с целью повышения его эффективности иногда специально устанавливают в зону струй от воздушных винтов. Размеры О. выбираются из условия обеспечения требуемых характеристик устойчивости и управляемости, а также из условия обеспечения высокой безопасности полёта (парирование больших возмущений, уход с критических режимов и т. п.). Использование автоматических устройств в системах управления летательных аппаратов позволяет в некоторых случаях уменьшить требуемые размеры О.