дирижабль, у которого неизменность формы корпуса обеспечивается жёстким каркасом. Клетки каркаса, образуемые стрингерами и шпангоутами, скреплены расчалками. С наружный стороны каркас покрыт обшивкой (матерчатой, из металлических листов или пластмассовых панелей). Внутри корпуса, в отсеках между главными (расчаленными) шпангоутами, размещаются 12—16 заполненных подъёмным газом баллонов из газонепроницаемого материала (так называем газовые мешки). Число их определяется условиями безопасности дирижабля («воздушной непотопляемостью»). Объём каждого баллона выбирается таким, чтобы при его повреждении утечка подъёмного газа могла компенсироваться сбрасыванием балласта или аэродинамической подъёмной силой Ж. д., летящего с соответствующим углом атаки. Снизу к каркасу корпуса Ж. д. крепится гондола. На корме размещаются крестообразно расположенные поверхности (планы) оперения. Ж. д. строились объёмом от 20 до 240 тысяч м3 и использовались для военных целей в годы Первой мировой войны, для перевозки пассажиров и почты и выполнения экспедиционных задач в период между Первой и Второй мировыми войнами. Основные характеристики крупнейших построенных Ж. д. приведены в статье Дирижабль. Достоинства Ж. д.: постоянство формы и размеров корпуса; деление газового пространства на независимые отсеки, обеспечивающее полёт летательного аппарата в случае опорожнения любого из отсеков; доступ в полёте ко всем жизненно важным узлам и системам; возможность замены двигателей и газовых баллонов без полного выпуска подъёмного газа из корпуса дирижабля; хорошая термоизоляция подъёмного газа, препятствующая резким колебаниям статической подъёмной силы.