(от латинского bis — дважды и planum — плоскость) — аэродинамическая схема самолета, характеризующаяся двумя несущими поверхностями (крыльями), расположенными одна над другой. Б. классифицируют: по взаимным размерам крыльев — с равными и неравными (полутораплан) крыльями; по взаимному расположению крыльев — с выносом (если верхнее крыло выдвинуто вперёд по отношению к нижнему), с обратным выносом (если выдвинуто вперёд нижнее крыло) и без выноса; по наличию и числу рядов стоек (при виде спереди с одной стороны, см. рис.) — бесстоечный, или свободнонесущий (редкоупотребительное — монобиплан), одно-, двух- и многостоечный; по наличию расчалок — расчалочный, бсзрасчалочный. Схема Б. была широко распространена наравне со схемой моноплана до начала 30 х гг. По этой схеме построены первый самолёт братьев Райт, бомбардировщик «Илья Муромец», массовый учебный самолёт По-2 (У-2,. см. Поликарпова самолёты) и многие другие известные самолёты. Большая жёсткость бипланной коробки позволяла при прочих равных условиях увеличить площадь крыла и получить меньшие значения удельной нагрузки на крыло по сравнению с монопланом. Кроме того, при заданной подъёмной силе индуктивное сопротивление Б. меньше, чем моноплана с тем же размахом крыла. В результате по сравнению с монопланом Б. были более манёвренными (особенно на виражах), имели меньшие посадочные и взлётные скорости. Большинство рекордов высоты в 20—30-е гг. было установлено на Б., один из них — на истребителе И-15 (лётчик В. К. Коккинаки, 1935, 14575 м). В 30-е гг. предпочтение было отдано свободнонесущим монопланам, имевшим меньшее лобовое сопротивление, что обеспечивало увеличение скорости полёта. В послевоенные годы схема Б. используется редко. В числе наиболее удачных конструкций этого периода — многоцелевой самолёт Ан-2, выпускавшийся около 40 лет