(от французского balancer — уравновешивать) летательного аппарата — обеспечение равновесия действующих на летательном аппарате в полёте моментов сил относительно одной или нескольких осей связанной системы координат с началом в его центре тяжести (ЦТ) и (или) сил, действующих вдоль тех или иных осей координат. Зависимости, непосредственно связывающие углы отклонения органов управления, перемещения рычагов управления или усилий на них с углом атаки, креном, перегрузкой, скоростью и т. д. в установившихся режимах полёта, называются балансировочными зависимостями (балансировочными кривыми — БК), а входящие в них значения переменных — балансировочными значениями. Различают продольную Б., осуществляемую рулём высоты, элевонами, управляемым стабилизатором (дестабилизатором), струйными рулями, изменением режима работы двигателей (рукоятками управления двигателями), перекачкой топлива, автоматом перекоса и т. д., и боковую Б., осуществляемую элеронами, дифференцируемым стабилизатором, рулём направления, управляемым килем, рукоятками управления двигателями, струйными рулями, рулевым винтом вертолёта и т. д. При анализе продольного движения часто используются зависимости угла отклонения руля высоты или стабилизатора (см. рис.) от перегрузки (угла атаки или аэродинамического коэффициента подъёмной силы) при полёте с постоянной скоростью или при постоянном значении Маха числа полёта М{{∞}} и от скорости полёта при прямолинейном установившемся движении. На характер БК влияет положение ЦТ летательного аппарата, состояние механизации крыла, режимы работы двигателей и другие факторы. В частности, максимальное, с учётом запаса на управление, отклонение руля высоты вверх, при котором возможна продольная Б., определяет предельно-переднюю центровку. Боковая Б. при весовой, аэродинамической несимметрии или при несимметричной тяге двигателей выполняется при приемлемых углах крена {{γ}} и скольжения {{β}}. Практически часто встречающимися видами боковой Б. являются Б. при посадке с боковым ветром в прямолинейном установившемся полёте с креном и скольжением или с {{β≈}}0, Б. в установившемся криволинейном полёте (вираже), Б. при установившейся скорости крена. В ряде случаев БК могут определять неединственность связи балансировочных значений параметров движения и углов отклонения органов управления, что наблюдается, например, при «силовой» Б. (см. Вторые режимы полета) и при некоторых видах пространственного движения летательного аппарата (инерционном вращении, штопоре). На любом режиме полёта Б. может осуществляться как при наличии, так и при отсутствии усилия на рычагах управления. В последнем случае, когда одновременно равны нулю момент относительно ЦТ летательного аппарата и усилия на рычаге управления, имеет место Б. по усилию. Снятие усилий может производиться триммером или триммерным механизмом при бустерном управлении, отклонением стабилизатора (дестабилизатора) на постоянный для данного режима полёта угол и практически важно при длительном установившемся полёте.