гироскопический прибор для измерения и индикации экипажу углов крена и тангажа, соответствующих пространственному положению летательного аппарата относительно горизонтальной плоскости (см. рис.) Различают автономные и дистанционные А. В автономном А. совмещены функции измерения и индикации углов крена и тангажа; чувствительный элемент такого А. — встроенный в прибор гироскоп с тремя степенями свободы, ось которого удерживается по направлению вектора силы тяжести с помощью электромеханической системы маятниковой коррекции. Дистанционный А. представляет собой датчик вертикали, измеряющий углы крена и тангажа, и канал связи для передачи информации на индикатор этих углов. В качестве датчиков используются гировертикали, курсовертикали, инерциальные системы навигации, в качестве индикаторов — электромеханические указатели, приборы командно-пилотажные, коллиматорные, на основе электронно-лучевых трубок и др. В основном применяются дистанционные А., имеющие более высокие точность измерения и качество индикации, а автономные А. служат в качестве резервных. В зависимости от конструкции А. могут работать в ограниченном диапазоне (выбиваемые) и в неограниченном диапазоне (невыбиваемые) углов крена и тангажа. По принципу индикации различают А., в которых реализуются «вид с земли на самолёт» (шкала неподвижна, а перемещается силуэт-самолётик) и «вид с самолёта на землю» (силуэт-самолётик укреплён неподвижно относительно корпуса, а шкала А. стабилизируется в пространстве при полёте летательного аппарата датчиком вертикали, показывая положение естественного горизонта). На последнем принципе основана работа почти всех зарубежных и ряда отечественных А. Диапазоны индикации углов: по крену {{±}}360{{°}}, по тангажу {{±}}85{{°}} (выбиваемый) или {{±}}90{{°}} (невыбиваемый). Погрешности измерения вертикали не превышают {{±}}3{{°}}. А. часто снабжаются сигнализатором отказа прибора. Е. Г. Харин.