[от лат. elevator — поднимающий и (элер)он] — аэродинамические органы управления и балансировки самолёта, сочетающие в себе функции руля высоты и элеронов (отсюда название). Располагаются вдоль задней кромки крыла (см. рис.) и используются, как правило, на самолётах аэродинамических схем «бесхвостка» и «утка». Э. при отклонении на правой и левой консолях крыла на одинаковые углы и в одну сторону работают как орган управления продольным движением и продольной балансировки, при отклонении справа и слева на равные углы, но в противоположные стороны выполняют функции органа управления креном, отклонением правого и левого Э. на разные углы управляют одновременно продольным и боковым движением. Обычно Э. делят на секции. Упругая деформация конструкции крыла приводит к уменьшению эффективности Э. как органов продольного, так и поперечного управления (см. Эффективность органов управления). При этом скоростной напор реверса Э. как органов продольного управления и как органов поперечного управления в общем случае имеет разное значение. Конструкция Э. во многом сходна с конструкцией крыла.