3
A B C D E F G H I K L M N O P R S T Y Z
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Ш ША ШИ ШП ШТ
ШАГ ШАЙ ШАС

Шасси

(франц. ch{{â}}ssis, от лат. capsa — ящик, вместилище) — совокупность опор ЛА, необходимых для стоянки и передвижения на земле, для разбега при взлёте, а также пробега и торможения при посадке. Относительная масса Ш. — 3—5,5% взлётной массы ЛА и убывает, по мере роста последней. Наиболее распространены колёсные Ш. Однако для расширения условий базирования авиации могут применяться Ш. с меньшей удельной нагрузкой на поверхность ВПП (см. Давление на грунт) и увеличенной проходимостью ЛА по аэродрому. К ним относится, например, лыжное Ш., широко использовавшееся при эксплуатации самолётов с ледовых и заснеженных аэродромов. Экспериментальную проверку проходило гусеничное Ш., а также шасси на воздушной подушке. На гидросамолёте функции Ш. выполняют поплавки или корпус-лодка. Устойчивость самолёта при разбеге, пробеге и на стоянке обеспечивается надлежащим выбором базы шасси и колеи шасси. Ш. самолёта состоит из основных опор, передней или хвостовой опоры, вспомогательных опор и створок, закрывающих ниши убирания шасси. Основная и передняя (или хвостовая) опоры воспринимают статическую и динамическую нагрузки при перемещении, взлёте и посадке ЛА. Вспомогательные опоры обеспечивают его устойчивость на земле. Основные элементы опоры: амортизатор (см. Амортизация шасси); стойка шасси (основной силовой элемент) с системой жёстких подкосов, воспринимающих реакцию земли и крепящих опоры к крылу или фюзеляжу; складывающийся подкос, уменьшающийся по длине при убирании стойки Ш.; механизмы (цилиндры) для убирания и выпуска стоек Ш. (см. Подъёмник шасси); замки выпущенного и убранного положений опоры, обеспечивающие её фиксацию; тележка шасси с колёсами шасси; рулёжное устройство, предназначенное для поворота носовой опоры; тормозные устройства (см. Тормоза самолёта) для уменьшения длины пробега. На опорах Ш. часто устанавливают демпферы (обычно гидравлические) для предотвращения шимми. В зависимости от числа опор и расположения основных опор относительно центра масс самолёта различают трёхопорное, велосипедное и многоопорное Ш. Трёхопорное Ш. (рис. 1) включает две основные опоры и переднюю (носовую) или хвостовую опору. Трёхопорное Ш. с носовой опорой может иметь вспомогательную хвостовую опору, находящуюся в убранном положении при взлёте, в полёте и при посадке и использующуюся для создания устойчивости незагруженного самолёта при стоянке и рулении. Велосипедное Ш. включает основные опоры (переднюю и заднюю), расположенные вдоль фюзеляжа, и две подкрыльные вспомогательные опоры. Многоопорное Ш. имеет более трёх опор. Носовая опора трёхопорного Ш. обычно воспринимает от 5 до 15% взлетной массы. При велосипедной схеме на переднюю опору у лёгких самолётов приходится 15—20% нагрузки, у средних и тяжёлых 35—45%. Классификация конструкций опор и стоек Ш. может быть выполнена по следующим признакам: по характеру восприятия нагрузок — форменная, балочная консольная, балочная подкосная, ферменно-балочная; по расположению амортизатора относительно стойки — телескопические стойки со встроенным амортизатором и жёсткие стойки с вынесенным амортизатором; по типу крепления колёс к стойкам различают Ш. с непосредственным креплением оси колеса к штоку амортизатора и с рычажной подвеской колес (рис. 2 и 3). Схемы крепления колёс Ш. к стойкам подразделяются на вильчатые, полувильчатые, с консольной осью, со спаренными колёсами (рис. 4) и схемы тележечного типа. Ш. может быть убирающимся и неубирающимся (у лёгких, спортивных, сельскохозяйственных самолётов). При креплении на крыле опоры убирают в крыло, гондолы двигателей, обтекатели, фюзеляж. Опоры с креплением на фюзеляже убирают в фюзеляж. Перемещение опор при убирании может происходить вперёд, назад или в бок. Историческая справка. Конструкция Ш. развивалась с ростом взлётной массы и размеров самолёта. Изменялись схемы, увеличивалось число опор и число колёс на каждой из них, появлялись и усложнялись рычажные и тележечные крепления колёс, возрастало давление в пневматиках. До 40 х гг. применялось Ш. с хвостовой опорой. В период 2 й мировой войны и в послевоенные годы получило широкое распространение трёхопорное Ш. с носовой опорой, которое было известно и ранее (например, «Святогор» В. А. Слесарева, 1916). Велосипедная схема получила распространение в 40—50 х гг. на некоторых скоростных военных самолётах, например Як 25, М 4, Ил 54 (СССР), Боинг B 47 и B 52 (США). В 60—70 е гг. пассажирские и транспортные самолёты стали оборудовать многоопорными и многоколёсными Ш. Ш. вертолёта выполняет те же функции, что и Ш. самолёта. Схемы и конструкции опор, амортизаторов и узлов Ш. в основном аналогичны самолётным. Однако существует и некоторое отличие. Для предохранения хвостовой балки и рулевого винта от повреждений при посадке на вертолётах устанавливается хвостовая опора. В конструкции амортизаторов основных опор предусматриваются устройства, устраняющие явление «земного резонанса». На лёгких вертолётах, которые совершают взлёты и посадки только «по вертолётному» (то есть без разбега), могут устанавливаться полозковые Ш. (как с амортизаторами, так и без них). При отсутствии амортизаторов кинетическая энергия во время посадки поглощается благодаря упругим деформациям элементов Ш. С учётом того что вертолёты эксплуатируются на неподготовленных посадочных площадках с низкой прочностью грунта, Ш. должно обеспечивать низкое давление на грунт. Для посадки на воду на вертолётах устанавливаются так называемые баллонеты, которые надуваются бортовыми эжекторными устройствами.
 на заглавную 10 самых Обратная связь  к началу страницы
© 2008 Территория Хобби XHTML | CSS Powered by Glossword 1.8.11