пластины круглой или эллиптической формы, устанавливаемые вертикально в концевых сечениях крыла. Предназначены для ослабления выравнивания давления в концевых частях крыла, обусловленного перетеканием воздуха с нижней поверхности крыла на верхнюю (выравнивание давления приводит к уменьшению подъёмной силы). Аэродинамический эффект установки Ш. к. сводится к увеличению перепадов давления и, следовательно, подъёмной силы в концевых сечениях крыла и уменьшению индуктивного сопротивления (так называемый шайбовый эффект). В этом смысле установка шайб эквивалентна увеличению удлинения крыла, или, иначе, эффективного размаха крыла. Для приближённых качественных оценок можно считать, что эффективный размах крыла с Ш. к. lэф = l + 4h/5, где l — размах крыла без шайб, h — высота шайбы. Классические Ш. к. не нашли широкого практического применения из-за большого собственного сопротивления и увеличения массы конструкции. Частично шайбовый эффект реализуется при установке на крыльях так называемых концевых крылышек (см. рис.). Однако основной эффект их применения заключается в появлении небольших тяговых составляющих (составляющих аэродинамической силы, действующих в направлении полёта) на концевых крылышках, находящихся в поле поперечных боковых скосов потока, индуцируемых концевыми вихрями крыла. Недостатком концевых крылышек является то, что их установка приводит к увеличению изгибающего момента в бортовом сечении крыла и массы конструкции. Наклон крылышек в сторону фюзеляжа позволяет уменьшить приращения изгибающего момента. Концевые крылышки могут устанавливаться как выше, так и ниже плоскости хорд крыла. Относительная площадь крылышек обычно не превышает нескольких процентов от площади крыла. Формы концевых крылышек в плане отличаются большим разнообразием.