положение центра масс (ЦМ) ЛА относительно носка средней аэродинамической хорды крыла; измеряется в процентах САХ (в ряде случаев — в долях продольного размера ЛА). Правильный выбор Ц. и её обеспечение при проектировании путём рационального распределения масс ЛА являются одними из условий, предъявляемых конструктору при создании ЛА, поскольку в любом установившемся режиме полёта должны совпадать его ЦМ и точка приложения всех внешних сил, действующих на ЛА (см. Аэродинамические силы и моменты), включая тягу двигательной установки. Ц. значительно влияет на балансировку ЛА и его продольную устойчивость. Для ЛА, не оснащённого системой улучшения устойчивости и управляемости, его ЦМ должен располагаться впереди фокуса аэродинамического по углу атаки, с тем, чтобы обеспечить запас продольной устойчивости (см. Степень устойчивости) и приемлемые характеристики продольной управляемости и переходных процессов при отклонении органов управления. Выбор положения ЦМ ЛА проводится одновременно с выбором площади органов продольного управления. Для этого (см. рис.) из условий устойчивости определяется линия предельно задних Ц., а из условия балансировки ЛА при максимальном коэффициенте подъёмной силы — линия предельно передних центровок. Конструктор учитывает возможный диапазон Ц. {{∆{}тэ (в пределах этого диапазона может меняться Ц. ЛА в полёте за счёт выработки топлива, расположения грузов и пассажиров). Требование обеспечения этого диапазона Ц. с выполнением условий устойчивости и балансировки и определяет минимальные значение площади органов продольного управления и конкретные значения предельно передней и предельно задней центровок. Для ЛА, оснащённого эффективной системой повышения продольной устойчивости, требование запаса продольной устойчивости не является обязательным (его значение выбирается на условий обеспечения оптимальных лётно-технических характеристик и обеспечения запаса пикирующего момента на больших углах атаки), и положение ЦМ относительно аэродинамического фокуса в большой степени произвольно.