отклонение реактивной струи ТРД или струи, образуемой при вращении винта ТВД от направления, соответствующего крейсерскому режиму полёта, для создания дополнительной подъёмной, управляющей или тормозящей силы. У. в. т. применяется для сокращения длины разбега и пробега (СКВП, СВВП), а также при маневрировании в полёте. Отклонение реактивной струи при У. в. т. осуществляется с помощью отклоняющих устройств (ОУ), которые являются элементами конструкции двигателя или самолёта. В СВВП У. в. т. достигается также использованием подъёмных ТРД или вентиляторов, расположенных в фюзеляже или крыле, либо при использовании ТВД поворотом их в вертикальной плоскости. ОУ двигателей подразделяются на два типа. К первому относятся поворотные сопла (рис. 1, а и б) или решётки (рис. 1, в), выполняющие при крейсерском режиме функции прямого сопла, и плоские сопла с подвижными стенками (рис. 1, г). На рис. сплошными линиями показано положение отклоняющих струю элементов сопла и направление истечения струй на режиме прямой реакции, а штриховыми линиями — на режиме отклонённой тяги. ОУ второго типа имеют створки, перекрывающие тракт сопла или установленные за выходным сечением сопла. В этом случае отклонение реактивной струи осуществляется непосредственно створками. К таким ОУ относится реверсивное устройство. ОУ (кроме реверсивных устройств) имеют коэффициент тяги — Р = Р/Рид не ниже 0,94—0,96, где Р — тяга, создаваемая ОУ, Рид — идеальная тяга ОУ при том же расходе газа. В ОУ самолётов отклонение реактивной струи двигателя осуществляется закрылками: при обдуве струёй закрылка снизу (рис. 2, а) или при обдуве крыла сверху (рис. 2, 6); в последнем случае используется эффект прилипания струи к поверхности