авиационных конструкций — 1) У. крыла — отношение квадрата размаха крыла l к площади крыла S: {{λ}} = l2/S; характеризует степень вытянутости крыла вдоль размаха. Для прямоугольных крыльев {{λ}} = l/b, где b — хорда крыла. У. крыла — один из основных геометрических параметров крыла, определяющих его аэродинамические характеристики. При малых дозвуковых скоростях полёта несущие свойства эллиптического крыла большого У. определяются соотношением сy{{α}} = 2{{π λ}}/({{λ}} + 2) (см. Аэродинамические коэффициенты), а его индуктивное сопротивление Хi при заданном значении коэффициента подъёмной силы сy обратно пропорционально {{λ}}. Т. о., при увеличении {{λ}} несущие свойства крыла возрастают, а Xi уменьшается и соответственно растёт максимальное аэродинамическое качество. Однако удлинение крыла, как правило, ведёт к непропорциональному росту его массы из-за необходимости обеспечить надлежащие прочность и жёсткость крыла. У рекордных планёров значение {{λ}} достигает 40; у дозвуковых пассажирских самолётов 80 х гг. {{λ}} = 7—10 (например, у самолёта Ил 96-300 {{λ}} = 9,5). При сверхзвуковых скоростях полёта более существенными оказываются другие геометрические параметры, и для сверхзвуковых самолётов рациональными являются крылья малого удлинения: {{λ}} = 1,5—2,5. Аналогично У. крыла определяются удлинения и др. несущих поверхностей, например горизонтального оперения. 2) У. фюзеляжа — отношение {{λ}}ф длины lф фюзеляжа к диаметру dэ. ф эквивалентного круга, площадь которого равна площади миделевого сечения Sм. ф фюзеляжа: {{λ}}ф = l/dэ. ф; dэ. ф = (4Sм. ф/{{π}})1/2. В частном случае осесимметричного фюзеляжа диаметр эквивалентного круга совпадает с диаметром миделевого сечения. У. фюзеляжа является одним из геометрических параметров, определяющих его сопротивление аэродинамическое. Для фюзеляжей, носовые и хвостовые части которых представляют собой параболоиды вращения, при дозвуковых скоростях оптимальными будут {{λ}}ф {{≈}} 3—4, при сверхзвуковых скоростях — {{λ}}ф {{≈}} 14. Для многорежимных самолётов, летающих в дозвуковых и сверхзвуковых диапазонах скоростей, обычно выбирают компромиссное значение У. фюзеляжа с учётом возможной продолжительности полёта на обоих режимах. На практике выбор У. фюзеляжа часто оказывается продиктованным особенностями применения самолёта.