реактивная сила, являющаяся результирующей газодинамических сил давления и трения, приложенных к внутренней и наружной поверхностям двигателя. Различают внутреннюю тягу (реактивную тягу) Р — результирующую всех газодинамических сил, приложенных к двигателю, без учёта внешнего сопротивления и эффективную тягу Рэф, учитывающую внешнее сопротивление силовой установки. Внутренняя тяга связана с эффективной соотношением Рэф = P — Xнар, где Xнар — внешнее сопротивление силовой установки ЛА. Внутреннюю тягу определяют с помощью уравнения количества движения для рабочего тела двигателя. Для авиационных ВРД (ТРД, ТРДФ, ПВРД) тяга (в Н) Р = GгCc — GBVп + Fc(pc — pH), где Gг — расход газа, кг/с; Cc — скорость истечения газа из реактивного сопла, м/с; GB — расход воздуха, кг/с; Vп — скорость полёта, м/с; Fc — площадь сечения на выходе из реактивного сопла, м2; pc — статическое давление на выходе из реактивного сопла, Па; pH — давление окружающей среды, Па. Расход газа у ВРД связан с расходом воздуха следующим соотношением: Gг = Gв + Gт — Gв. отб, где Gт — расход топлива; Gв. отб — количество воздуха, отбираемого от двигателя на нужды ЛА. У ракетных двигателей с окислителем, находящимся на борту ЛА, Р = GгCc + Fc(pc — pH). В этом уравнении Gг — сумма расходов горючего и окислителя. При полном расширении газа в реактивном сопле pc = pH, и уравнение внутренней тяги для ВРД упрощается: Р = GгCc — GвVп. Для ТРДД с раздельными газовоздушными трактами в случае полного расширения газа в реактивных соплах внутреннего и наружного контуров Р = GгICcI — GвIVп + GвII(CcII — Vп). Здесь индексом I обозначены параметры внутреннего контура ТРДД, а индексом II — наружного. У ТВД P = {}+GгCc — GвVп, где Nв — мощность, передаваемая на воздушный винт, Вт; {{η}}в — кпд винта. Максимальная взлётная тяга ГТД в начале 90 х гг. превысила 300 кН.