область вихревого течения за летящим самолётом или другим летательным аппаратом (см. рис.). Характерной чертой любого течения жидкости или газообразной среды является малая скорость затухания возмущений в следе далеко за обтекаемым телом. Например, при дозвуковом обтекании профиля крыла самолёта скорость среды V приближается к своему значению в набегающем потоке V{{}} по закону: разность V — V{{}} пропорциональна r-1, где r — расстояние от профиля. Исключение составляет ось следа, где V — V{{}} пропорциональна r-1/2. Вихревое течение в следе — одно из наиболее сложных явлений гидродинамики. В зависимости от Рейнольдса числа и Маха числа здесь могут реализоваться различной формы движения среды. Условно след делят на две части — ближний след и дальний след. Ближний след непосредственно примыкает к обтекаемому телу и характеризуется тем, что давление в нём существенно отличается от давления в набегающем потоке. Как правило, движение среды здесь является нестационарным и носит черты отрывного течения, то есть содержит область возвратных токов. В дальнем следе давление быстро выравнивается с давлением в невозмущенном потоке. Выравнивание скорости происходит несравненно более медленно. Например, в следе за летящим самолётом возмущения скорости могут распространяться на несколько км. На практике стремятся уменьшить интенсивность (амплитуду возмущения) С. а., так как она существенно влияет на сопротивление аэродинамическое.