скорость самолёта момент отрыва его опорных устройств от поверхности взлетно-посадочной полосы по окончании разбега. Основным параметром, определяющим значение С. о., является отношение удельной нагрузки на крыло к коэффициенту подъёмной силы (см. Аэродинамические коэффициенты); с уменьшением этого отношения С. о. уменьшается. С уменьшением С. о. сокращается потребная для взлёта длина взлетно-посадочной полосы. Минимальная С. о. устанавливается разработчиком самолёта и определяется при лётных испытаниях путём постепенного уменьшения С. о. до предельно малой, при которой ещё безопасно производить отрыв самолёта от взлетно-посадочной полосы и продолжать взлёт без применения особых методов пилотирования. Для уменьшения С. о. на самолётах широко применяются механизация крыла и энергетическая механизация крыла.