3
A B C D E F G H I K L M N O P R S T Y Z
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СА СВ СЕ СИ СК СЛ СН СО СП СР СТ СУ
СИЛ

силовая установка

(СУ) летательного аппарата — совокупность авиационного двигателя (двигателей), систем и устройств летательного аппарата, обеспечивающая создание необходимой для полёта тяги. Состав СУ в основном зависит от типа двигателя (см. Двигатель авиационный) и типа летательного аппарата (винтовой или реактивный, дозвуковой или сверхзвуковой, обычного или вертикального взлёта и посадки и т. п.). СУ с поршневым двигателем (см. Винтомоторная установка) применяются после 50 х гг. ограниченно, главным образом на самых лёгких летательных аппаратах. В СУ самолётов с газотурбинными двигателями (ГТД), широко применяемыми с 50—60 х гг., могут входить следующие типовые системы и устройства: входное устройство, включающее воздухозаборник, средства его регулирования, защитные устройства (противообледенительные, пылезащитные устройства, шумоглушащие панели); выходное устройство, включающее реактивное сопло, шумоглушитель, реверсивное устройство; гондола — обтекаемая оболочка, в которую заключён двигатель с устройством для его крепления и некоторые системы СУ; воздушный винт — основной движитель винтовых самолётов; топливная система, включающая топливные баки, насосы, арматуру, а также подсистемы заправки (в том числе заправки топливом в полёте), аварийного слива топлива, противообледенительную, противоперегрузочную, дренажа и наддува баков, подачи в баки нейтрального газа; масляная система — для смазки двигателя и охлаждения масла; пусковая система — для автоматического запуска двигателя на земле и в полёте; система регулирования, служащая для задания режима работы двигателя от единого рычага в кабине экипажа (или от автопилота), противопомпажной защиты двигателя, управления другими системами СУ; система контроля работы СУ, состоящая из датчиков, индикаторов, записывающих устройств (бортовых накопителей) и т. п.; противопожарное оборудование, включающее системы обнаружения и тушения пожара в отсеках СУ; электрогенераторы и гидронасосы, необходимые для функционирования систем летательного аппарата, устанавливаемые обычно на двигателе на коробке приводов агрегатов; система отбора сжатого воздуха из компрессора двигателя; система охлаждения (вентиляции) в гондоле, включающая заборники воздуха, каналы, теплообменники, элементы их регулирования; вспомогательная силовая установка, состоящая из небольшого вспомогательного газотурбинными двигателями и систем, обеспечивающих его работу. Масса СУ с турбореактивным двухконтурным двигателем (ТРДД) и турбореактивным двигателем составляет соответственно 1,2—1,6 и 1,9—2,2 массы двигателя. Тяга, экономичность, а также газодинамическая устойчивость и шум СУ зависят от характеристик входного и выходного устройств и воздушного винта, которые должны быть оптимально согласованы с компоновкой и характеристиками летательного аппарата и с двигателем. В свою очередь двигатель при работе с этими устройствами должен обеспечивать заданные лётно-технические характеристики при минимальном шуме двигателя и эмиссии вредных веществ. В СУ сверхзвукового самолёта применяются, как правило, сверхзвуковые входное и выходное устройства, существенно влияющие на характеристики двигателя и внешнее сопротивление летательного аппарата. СУ вертолётов, самолетов короткого взлета и посадки и самолетов вертикального взлета и посадки отличаются характерными особенностями. На вертолётах используются несущие винтовые системы (несущие винты) и рулевые винты, имеющие специальные системы их регулирования, на самолетах вертикального взлета и посадки (самолетов короткого взлета и посадки) осуществляется управление вектором тяги, применяются подъемные двигатели и подъёмно-маршевые двигатели, могут устанавливаться турбовентиляторные подъёмные агрегаты, эжекторные усилители.
Источник: Лит.: Авиационные силовые установки. Системы и устройства, 2 изд., М., 1976., В. М. Вуль.
 на заглавную 10 самых Обратная связь  к началу страницы
© 2008 Территория Хобби XHTML | CSS Powered by Glossword 1.8.11