служит для предупреждения возникновения флаттера или повышения критической скорости флаттера летательного аппарата. В качестве П. у. используют главным образом балансиры и демпферы. Противофлаттерный балансир представляет собой груз, установленный и жёстко закреплённый в носке крыла (стабилизатора, киля, руля, элерона); иногда его размещают впереди несущей поверхности (выносные балансиры). Инерция балансира вызывает изменения собственно колебаний конструкции, что влечёт за собой изменение действия аэродинамических сил при колебаниях летательного аппарата. Противофлаттерный демпфер представляет собой устройство, которое располагается между органом управления и его несущей конструкцией и создаёт сопротивление отклонению органа управления. Применяются поршневые или роторные гидравлические демпферы, в которых усилие сопротивления создаётся за счёт гидродинамического или вязкого сопротивления при перетекании рабочей жидкости между плоскостями демпфера