(немецкое Polare, от латинского polus, греческого p{{ó}}los — ось, полюс) в аэродинамике — кривая (см. рис.), выражающая зависимость сya = f(сxa) аэродинамического коэффициента подъёмной силы суа от коэффициента сопротивления аэродинамического сха летательного аппарата в целом или его отдельных частей (например, крыла) в скоростной системе координат. Понятие П. введено в практику аэродинамического анализа О. Лилиенталем. В литературе встречаются название: аэродинамическая П., П. первого рода, П. Лилиенталя. При одинаковых масштабах осей (обычно масштаб по оси сxa растягивают в 5—10 раз) любой отрезок прямой, соединяющей начало координат с точкой на П., указывает направление вектора результирующей аэродинамической силы, его длина равна значению коэффициента этой силы, а тангенс угла наклона этого отрезка равен аэродинамическому качеству К. Максимальное значение Кmах достигается в точке касания с П. указанного отрезка. П. характеризует аэродинамическое совершенство летательного аппарата. При малых углах атаки и Маха числах полёта М{{∞}} = 0—5 форма П. близка к квадратичной параболе. В простейшем случае для летательного аппарата с плоским крылом с симметричными профилями П. имеет вид: cya = cx0a + A2сya, где сx0а — коэффициент сопротивления при нулевой подъёмной силе; А характеризует крутизну П. (отвал П.). При дозвуковых скоростях полёта для крыла большого удлинения с эллиптическим распределением циркуляции скорости и полной реализацией подсасывающей силы множитель А имеет минимальное значение 1/({{πλ}}), где {{λ}} — удлинение крыла. Для плоского крыла с острыми передними кромками подсасывающая сила практически не реализуется, отвал П. существенно возрастает и A = 1/(дсyа/д{{α}}), где {{α}} — угол атаки. Наряду с П. первого рода иногда на практике рассматривают П. второго рода — значения аэродинамического коэффициента вычисляются в связанной системе координат. На П. первого и второго родов может быть указана разметка углов атаки.