- 121. Тропопауза
- граница между тропосферой и стратосферой (см. Атмосфера Земли). Представляет собой слой толщиной от несколько сотен метров до 1—3 км. За Т. условно принимают нижнюю границу слоя, в котором…
| - 131. Турбулентный пограничный слой
- пограничный слой, внутри которого реализуется турбулентное течение. В большинстве практических приложений при полётах ЛА на высоту до 40 км Рейнольдса числа достаточно велики, и у…
|
- 122. Ту
- марка самолётов, созданных в ОКБ, организованном А. Н. Туполевым, — см. Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) имени А. Н. Туполева. Самолётам, проектировавшимся в 1922—37,…
| - 132. Турбулентный след
- область возмущённого турбулентного течения на больших расстояниях за телом, движущимся в жидкой или газообразной среде (см. След аэродинамический). При исследовании Т. с. обычно…
|
- 123. Туман
- помутнение приземного слоя воздуха из-за наличия взвешенных в нём капель воды или кристаллов льда или их смеси, при котором горизонтальная видимость становится меньше 1 км. Если взвешенные…
| - 133. Тяга винта
- 1) Тяга воздушного винта (Т. в. в.) — проекция действующей на винт аэродинамической силы на направление скорости ЛА. Т. в. в. Р зависит от его диаметра D, числа k лопастей и их формы, угла…
|
- 124. Турбина
- газотурбинного двигателя — узел ГТД, предназначенный для преобразования энергии газа в работу на валу, затрачиваемую на привод компрессора двигателя и в зависимости от назначения ГТД,…
| - 134. Тяговооружённость
- летательного аппарата — отношение тяги силовой установки ЛА к его весу; один из важнейших параметров, определяющих лётно-технические характеристики ЛА. От Т. зависят максимальная скорость…
|
- 125. Турбовальный двигатель
- разновидность газотурбинного двигателя, в котором полезная внешняя работа реализуется в турбине, вал которой не связан механически с валом (валами) турбокомпрессорной части двигателя (рис.…
| - 135. Угол атаки
- 1) У. а. профиля — угол {{α}} между направлением вектора скорости набегающего потока и направлением хорды профиля (рис. 1, см. также Профиль крыла); геометрическая характеристика,…
|
- 126. Турбовинтовой самолёт
- самолёт, в силовой установке которого используются турбовинтовые двигатели. Как правило, ТВД устанавливаются на крыле самолёта либо в носовой части фюзеляжа. Основное достоинство Т. с. —…
| - 136. Угол стреловидности
- угол xn между касательной к линии п процентов хорд в некоторой её точке и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде. У. с. считается положительным, если точка пересечения касательной с…
|
- 127. Турбопрямоточный двигатель
- (ТПД) — комбинированный многорежимный ВРД для полётов с гиперзвуковыми скоростями (Маха числа полёта М{{∞}} до 5, при использовании в качестве топлива водорода примерно до 6), содержащий…
| - 137. Ударная волна
- распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью в сжимаемой среде тонкая переходная область, в которой происходит резкое увеличение давления р, плотности {{ρ}}, энтропии, скорости среды и др.…
|
- 128. Турбореактивный двигатель
- (ТРД) — разновидность воздушно-реактивного двигателя, в котором для повышения давления применён турбокомпрессор. Основные составные части ТРД (рис. 1): воздухозаборник 1, компрессор 2,…
| - 138. Ударная труба
- аэродинамическая установка, рабочий поток в которой создаётся в результате нестационарного расширения сжатого до высокого давления газа из цилиндрической камеры в цилиндрический канал,…
|
- 129. Турбореактивный двухконтурный двигатель
- (ТРДД), турбовентиляторный двигатель, — турбореактивный двигатель с внутренним и наружным контурами, в котором часть энергии сгорания топлива, подводимого во внутренний контур,…
| - 139. Удлинение
- авиационных конструкций — 1) У. крыла — отношение квадрата размаха крыла l к площади крыла S: {{λ}} = l2/S; характеризует степень вытянутости крыла вдоль размаха. Для прямоугольных крыльев…
|
- 130. Турбулентность
- (от лат. turbulentus — бурный, беспорядочный) — физическое явление, характеризующееся нерегулярными взаимными перемещениями объёмов среды (жидкости или газа) и их перемешиванием и…
| - 140. Управление вектором тяги
- отклонение реактивной струи ТРД или струи, образуемой при вращении винта ТВД от направления, соответствующего крейсерскому режиму полёта, для создания дополнительной подъёмной, управляющей…
|